Серия «История.»

Общественное движение в России в 1825 - 1850-е гг

Общественное движение в России в 1825 - 1850-е гг Цивилизация, Общество, Ученые, Научпоп, Наука, Критическое мышление, Исследования, Образование, Развитие, Длиннопост

Автор: Анастасия Романихина.

Реакцией на выступление декабристов стало нарастание консервативных настроений в обществе. Идеологом идейной концепции консерваторов был министр народного просвещения граф С. С. Уваров. В его теории официальной народности выделялись три основополагающих принципа, отличающих Россию от Запада: православие как основа духовной жизни и церковь как опора самодержавия; самодержавие как основа жизни русского общества и единственно приемлемая для России форма правления; народность как духовное единение народа с царем. Приверженцами этой теории были историки Н. М. Карамзин и М. П. Погодин, литераторы Ф. В. Булгарин и М. Н. Загоскин и др.

Несмотря на усиление политической реакции, оппозиция существующему режиму по-прежнему пыталась противостоять ему, что проявлялось в деятельности в конце 1820 - 1830-х гг. различных по составу и идейной направленности кружков (кружок братьев Критских, кружок Н. В. Станкевича, кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева и др.), обсуждавших вопросы о положении страны и ее будущем; в виде сложившихся во второй половине 1830-х гг. либеральных течений западников и славянофилов; в формировании революционно-социалистического направления общественной мысли.

Общественное движение 25 - 50-х гг. имело характерные особенности:
1) Оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);
2) Революционное и правительственное направления окончательно разошлись;
3) Его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике.

Можно выделить три направления общественно-политической мысли этого периода:
1) Консервативное (лидер - граф С. С. Уваров);
2) Западники и славянофилы (идеологи - К. Кавелин, Т. Грановский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);
3) Революционно-демократическое (идеологи - А. Герцен, Н. Огарев и М. Петрашевский).

Кружки 20 - 30-х гг.

В условиях политической реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов, новой формой общественной борьбы в России стало создание кружков передовой, в основном студенческой, молодежи. Наиболее активно действовали студенческие кружки в Московском университете. С ним связаны первые шаги антиправительственной деятельности В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева.
В 1830 г. около В. Г. Белинского, сына военного врача, сложился студенческий кружок «Литературное общество 11-го нумера», названный по номеру комнаты в университетском общежитии, где жил Белинский.

Большую популярность приобрел кружок Н. В. Станкевича, объединявший студенческую молодежь, интересующуюся философией и искусством. Члены кружка изучали философию Шеллинга, Канта, стремились использовать прогрессивные элементы немецкой идеалистической философии в разработке идей общественного развития России. Но взгляды Станкевича, как и его друзей, не выходили за рамки идеализма и либерализма. По его мнению, только распространение знаний может привести к освобождению народа от крепостной зависимости.

Другим центром передовой дворянской молодежи был кружок Герцена-Огарева. В 1826 г. Герцен и Огарев дали на Воробьевых горах в Москве клятву бороться с самодержавием за волю, за освобождение народа и остались верны ей до конца жизни. Кружок просуществовал недолго. Летом 1834 г. Герцен, Огарев и другие участники кружка были арестованы и высланы из Москвы. Некоторые члены кружка были отданы под надзор полиции.

Консервативное движение.

Это было направление, которое активно поддерживалось правительством. Идеология консерватизма была разработана Сергеем Семеновичем Уваровым. Основой этой идеологии стали слова «Православие. Самодержавие. Народность», которые целиком отражали представление царизма о развитии России.

Уваров начал ее внедрять в образовании, воспитывая таким образом будущее поколение в истинно русском духе. Каждое из трех слов несло очень глубокий смысл. «Православие» являлось духовной основой России, ослабить его считалось невозможным, равно как и предать императора. «Самодержавие» было общественной основой. Россию охраняло сильное, просвещенное самодержавие. И если кто-то попробует посягнуть на него, то будет потрясено все государство российское. «Народность» стала социальной основой. Не должно было быть никаких противоречий между разными слоями общества. Народ должен быть един с императором и вокруг него. Теорию поддерживали другие консерваторы 19 в.: Николай Герасимович Устрялов, Михаил Петрович Погодин, Николай Иванович Греч, Михаил Николаевич Загоскин и Нестор Васильевич Кукольник.

Петрашевцы. Революционно-демократическое направление.

На рубеже 1830 - 1840-х гг. складывается революционно-демократическое направление русской общественной мысли. Представителями этого направления являются В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и «левое крыло» кружка петрашевцев. Они развивали идеи утопического социализма и в отличие от декабристов стремились не к организации военного заговора, а к народной революции.

А. И. Герцен сформулировал теорию общинного социализма, согласно которой Россия сможет перейти к нему через крестьянскую общину – готовую ячейку социалистического общества. В качестве главных условий построения социалистического общества в России он считал отмену крепостного права и ликвидацию самодержавия.

Поражение революций 1848 - 1849 гг. в Европе породило неверие Герцена в революционные возможности западноевропейских стран и привело его к выводу, что в будущем социализм утвердится вначале не в европейских странах, а в России. Для этого здесь есть необходимые предпосылки: крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех на землю, мирское самоуправление и «коллективистское» сознание русского крестьянина. Теория «русского социализма» исходила из идеи «самобытного» пути развития России к социализму, минуя капитализм.

При всей своей утопичности эта теория объективно выражала насущные задачи буржуазно-демократического преобразования России. Она была направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию помещичьего землевладения и последовательную демократизацию страны. В этом состоят ее революционный смысл и историческое значение «русского социализма».

В 1840-е гг. с критикой российской действительности и программой революционного преобразования страны выступал популярный литературный критик В. Г. Белинский, видевший ее возрождение «в успехах цивилизации, просвещения, гуманности, пробуждения в русском народе чувства собственного достоинства, правах и законах, сообразных со здравым смыслом и справедливостью, необходимости гарантий для личности, чести и собственности».

Заметное место в освободительном движении 40-х гг. занимает кружок петрашевцев. Его основал молодой одаренный чиновник Министерства иностранных дел М. В. Буташевич-Петрашевский, на квартире которого с зимы 1845 г. собиралась молодая интеллигенция: учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты старших курсов.

С 1847 г. характер собраний стал существенно меняться: члены кружка перешли к обсуждению острых политических проблем, критиковали существующий строй, говорили о необходимости отмены крепостного права, свободы печати, введения в судопроизводство адвокатов и присяжных заседателей. Под влиянием революции 1848 г. в Европе особой популярностью у петрашевцев пользовались идеи утопического социализма. В марте - апреле 1849 г. петрашевцы приступили к оформлению тайной политической организации, готовились к печатанию прокламаций. Но деятельность кружка не получила развития.

В апреле 1949 г. петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 21 человека приговорили к расстрелу, в их числе Петрашевского и Достоевского. В конце декабря 1849 г. на Семеновской площади Петербурга состоялась инсценировка смертной казни: был зачитан смертный приговор, на головы осужденных накинули белые колпаки, зазвучала барабанная дробь, но в последний момент подъехал флигель-адъютант с царским приказом об отмене смертной казни и замене ее ссылкой на каторгу.

Таким образом, тремя основными идеологическими течениями стали консервативное с провозглашением «Православия. Самодержавия. Народности», которое должно было укрепить существующее в России положение. Либеральное движение, разделившееся на западников и славянофилов, которые пытались добиться реализации своих идей путем реформ. Революционное движение преследовало идеи свержения монархии, освобождения крестьян путем вооруженного восстания.

Итогом общественного движения в России во второй четверти 19 в. стала выработка идей, которые стали основой идеологии, развивавшейся уже во второй половине 19 в. Общественное движение подготовило социальную почву для последующих реформ.

Показать полностью 1

Северное и Южное общества декабристов, их программы

Автор: Михаил Пучковин.

Северное и Южное общества декабристов, их программы Цивилизация, Общество, Ученые, Наука, Научпоп, Исследования, Критическое мышление, Образование, Развитие, Длиннопост

Во 2-й армии, расквартированной на Украине, работала так называемая Южная управа Союза благоденствия с центром в Тульчине – местопребывании штаба 2-й армии. Руководителем Южной управы был Пестель. В январе 1821 г. в Москве собрался съезд Коренной управы Союза благоденствия. Съезд объявил Союз «распущенным», и под прикрытием этого постановления, которое облегчало отбор ненадежных членов, тайное общество вновь реорганизовалось: возникло Южное и Северное общества, которые и подготовили восстание декабристов в 1825 г.

Узнав от своих делегатов, присутствовавших на съезде Коренной управы Союза благоденствия, о закрытии общества, Пестель и его единомышленники – декабристы Юшневский, Крюковы, Вольф, Ивашев, Барятинский и другие – решили постановлению о «закрытии» не подчиняться и «общество продолжать». Новая организация, возникшая в марте 1821 г. в Тульчине, получила название Южного общества.

Было решено периодически созывать съезды руководящих членов тайного общества. Первый съезд руководителей Южного общества собрался в Киеве в январе 1822 г. и заслушал доклад Пестеля об основах его конституционного проекта. Было принято решение дать членам годичный срок для обдумывания этих основ. На втором съезде руководителей в январе 1823 г. основы конституции Пестеля были приняты Южным обществом декабристов.

Южное общество во главе с Пестелем решительно высказалось против учредительного собрания и было сторонником диктатуры временного революционного правительства, рассматривая ее как решающее условие успеха революции. Конституционный проект Южного общества – «Русская Правда» Пестеля – являлся наказом временному революционному правительству, облеченному диктаторской властью. В «Русской Правде» объявлялось, что крепостное право должно быть «решительно уничтожено» и «дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми».

По «Русской Правде» политические права в будущей республике получали все мужчины, достигшие 20-летнего возраста (женщинам избирательных прав не предоставлялось). Пестель являлся решительным противником имущественного ценза, и избирательное право не зависело от имущественной состоятельности гражданина. Верховным органом власти в стране являлось однопалатное Народное вече. Выборы в него были двухстепенными. Исполнительная власть в стране вручалась Державной думе, состоявшей из 5 членов, выбираемых Народным вече на 5 лет. «Блюстительная» власть в государстве (контроль за точным соблюдением конституции) вручалась Верховному собору, состоявшему из 120 человек, избираемых пожизненно. Исполнительная - окружные, уездные, волостные правления сроком на 1 год. Пестель был убеждённым сторонником унитарного гос-ва и считал в России должно быть 4 ступенчатое деление на области: области, округа, уезды, волости. Столица - Нижний Новгород.

В «Русской Правде» утверждалось свобода вероисповедования, свобода слова, свобода печати с ответственностью за опубликованные произведения лишь по суду, свобода передвижения и равный для всех суд. По мнению П. И. Пестеля, необходимо было создать общественный фонд из государственной, монастырской и части конфискованной у помещиков земли для предоставления всем желающим надела, достаточного для «пропитания», т. е. для обеспечения прожиточного минимума. Так, впервые в России был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме, что гарантировало защиту граждан от нищенства и голода. Земля из общественного фонда не подлежала продаже и залогу. П. И. Пестель не отрицал идею частной собственности на средства производства, в том числе и на землю. Поэтому половина земельного фонда страны, по его проекту, оставалась в частной собственности. Она могла покупаться, продаваться и закладываться. Владение этой землей должно было обеспечивать рентабельность и товарность хозяйства. В агарном проекте П. И. Пестеля причудливо переплетались элементы социалистического и капиталистического способов производства.

В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев, С. П. Трубецкой и М. С. Лунин. В дальнейшем состав общества значительно расширился. В нем явственно была заметная борьба двух течений – умеренного конституционно-монархического, и более радикального, отмеченного республиканскими симпатиями. Влиятельным членом Северного общества, особенно в первые годы его существования, был один из инициаторов движения декабристов – Никита Муравьев. Он разработал конституционный проект, который весьма оживленно обсуждался среди декабристов.

Н. М. Муравьев выступал за конституционную монархию - политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная власть - парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения. Распорядительная власть передавалась окружным уездным и волостным народным представителям на 6 лет.

Муравьев-сторонник федеративного устройства. Россия должна стать федерацией из 13 держав и 2 областей, со своими столицами и со своими управлениями. Державы делятся на уезды, уезды на волости. Столица России - Нижний Новгород и его должны были переименовать в Славенск. В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса П. И. Пестель и Н. М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходила через все программные документы декабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному. Н. М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этою было явно недостаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства.

Оба конституционных проекта касались и других сторон социально-политической системы России. Они предусматривали введение широких демократических гражданских свобод, отмену сословных привилегий, значительное облегчение военной службы солдат. Н. М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П. И. Пестель настаивал на сохранении неделимой России, в которой все народы должны были слиться в единый.

Показать полностью

Административно-политические преобразования в царствование Николая I

Административно-политические преобразования в царствование Николая I Общество, Цивилизация, Ученые, Наука, Научпоп, Исследования, Критическое мышление, Образование, Развитие, Эволюция, Воспитание детей, Урок, Личность, Воспитание, Логика, Учеба, Правда, Религия, Патриотизм, Пропаганда, Длиннопост

1826 г. – Создание III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии (политический сыск). Политическим сыском раньше занимались: Преображенский приказ и Тайная канцелярия, Канцелярия тайных разыскных дел, Тайная экспедиция и Особая экспедиция.

1826 г. - Создание Корпуса жандармов, который делился на 5 экспедиций. Страна была поделена на 5 жандармских округов во главе с жандармскими генералами.
Компетенции жандармерии:
1) Сбор сведений о числе существующих в стране разных сект и расколов;
2) Сбор известий об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и пр.;
3) Сбор подробных сведений обо всех людях, под надзором полиции состоящих;
4) Высылка и размещение людей подозрительных и вредных;
5) Заведование наблюдательное и хозяйственное всех мест заключения, в коих заключаются государственные преступники;
6) Издание всех постановлений и распоряжений об иностранцах, в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выезжающих;
7) Сбор ведомостей и статистических сведений обо всех без исключения происшествиях.
Начальник корпуса жандармов в 1826 - 1844 гг.: Александр Христофорович Бенкендорф.

Леонтий Васильевич Дубельт: 1839 - 1856 гг. - управляющий III Отделением (политическим сыском), 1835 – 1856 гг. - начальник штаба Корпуса жандармов.
1) Запретил «Московский телеграф» и «Телескоп» за то, что напечатали Чаадаева и отрицательный анализ пьесы, которая понравилась Николаю;
2) Ссылка Н. Надеждина (редактора Телескопа);
3) Ссылка Лермонтова за стих «На смерть поэта»;
4) Арест и ссылка Салтыкова-Щедрина;
5) Аресты и следствие по делу петрашевцев;
6) Аресты И. Аксакова и Тургенева.

В 1830 – 1831 гг. происходили Холерные бунты.
Холера пришла из Индии. 1828 г. - начало эпидемии в России в Средней Азии и Казахстане. В Севастополе карантин был установлен в 1828 г. и привел к голоду в карантинной зоне.
1830 г. – бунт в Севастополе. Бунтовщиков отправляли на каторгу, казнили;
1830 г. – бунт в Тамбове (разгоняли регулярные войска);
1831 г. - бунт в Новгородской губернии. Николай выезжал в зону восстания на несколько недель;
1831 г. - бунт на Сенной площади (Петербург).

1826 г. – создан новый цензурный устав, который состоял из 230 запретительных параграфов. Его разрабатывал министр народного просвещения Шишков (1824 – 1828 гг.). Современники назвали устав «чугунным», потому что он запрещал «всякое произведение словесности, не только возмутительное против правительства и поставленных от него властей, но и ослабляющее должное к ним почтение», любые произведения, которые по своей полноте, общему смыслу, нравственности не несут полезные ценности для государства, а кроме того, многое другое, вплоть до «бесплодных и пагубных мудрований новейших времен» в любой области науки.

Политика в области просвещения. 1828 г. - издан новый устав уездных училищ и гимназий. Его главная отличительная черта - отрыв училищ от гимназии. Теперь разрешалось принимать в гимназии только детей дворян и чиновников. Детям купцов и мещан предназначались уездные (трехклассные) училища, а крестьянским детям - лишь приходские (одноклассные) школы. Суть реформы в отказе от преемственности учебных заведений, была возвращена их сословность.
1835 г. - новый университетский устав, который лишил университеты былой (с 1804 г.) автономии. Были введены должности попечителя учебных округов и инспектора (следил за нравственностью в университетах).

6 декабря 1826 г. - «Комитет 6 декабря». В.П. Кочубей. Первый из 10 секретных комитетов. Были составлены проекты сословной и административной реформ:
1) Дворянство сделать только наследственным;
2) Создать категории «чиновные», «именитые» и «почетные» граждане со многими привилегиями;
3) Обсуждалось освобождение крестьян и без земли (вольноотпущенные земледельцы);
4) Обсуждалось разделение властей с сохранением самодержавия.
Проекты не были осуществлены.

М.М. Сперанский и кодификация российского права. K 1830 г. были собраны все законы с 1649 г. по 13 декабря 1825 г. (т.е. до восшествия на престол Николая 1) общим числом в 30 920, затем расположены в хронологическом порядке и напечатаны в 45 томах первого Полного собрания законов Российской Империи.
Одновременно были изданы 6 томов второго Полного собрания законов, куда вошли акты, принятые за время царствования Николая І. Далее тома этого собрания (всего 55) печатались ежегодно по 1883 г. и включили в себя все законы Николая І и Александра ІІ. С 1884 по 1916 гг. издавалось третье собрание (33 тома законов Александра III и Николая II).

Все действующие законы составили особый Свод законов Российской Империи в 15 томах, он был издан в 1832 г. и в дальнейшем систематически переиздавался и дополнялся. Это издание стало официальным руководством в практике царского управления и суда. В первый том «Свода» Сперанский включил составленную им компиляцию из тех законов 18 - начала 19 вв., которые определяли государственное устройство России.
Компиляция была названа: «Основные законы Российской Империи», а ее 1-я статья гласила: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Показать полностью

Заграничные походы русской армии в 1813 – 1814 гг. Венский конгресс. Священный союз

Автор: Анна Шевчук.

Заграничные походы русской армии в 1813 – 1814 гг. Венский конгресс. Священный союз Общество, Цивилизация, История России, Ученые, Научпоп, Наука, Критическое мышление, Образование, Исследования, Развитие, Длиннопост

После разгрома наполеоновской армии в Отечественной войне 1812 г. русское правительство решило перенести военные операции в Западную Европу, чтобы добиться окончательной победы над Наполеоном. Несмотря на поражение в России, Наполеон располагал ещё значительными силами. Русское командование начало военные действия уже в декабре 1812 г., и к февралю 1813 г. русские войска под командованием фельдмаршала М. И. Кутузова (свыше 100 тыс. чел.) очистили от остатков наполеоновской армии (80 тыс. чел.) территорию Польши до Вислы. Затем главные силы двинулись на Калиш, а корпуса П. Х. Витгенштейна и Ф. В. Сакена - на Берлин и к Австрийской границе.

18 (30) декабря командир прусского корпуса генерал Л. Йорк подписал Тауроггенскую конвенцию 1812 г., согласно которой прусские войска прекращали военные действия и отходили в Восточную Пруссию. 16 (28) февраля с Пруссией был заключён Калишский союзный договор 1813 г., положивший начало 6-й антифранцузской коалиции, которая была союзом реакционных монархий, но её поддерживали народы Европы, боровшиеся за освобождение от наполеоновского ига.

В конце марта русско-прусские войска возобновили наступление. В тылу французов в Германии развернулось партизанское движение, немецкое население встречало русские войска как своих освободителей. 20 февраля (4 марта) русским отрядом был освобожден Берлин. К середине апреля Наполеону удалось сосредоточить 200 тыс. чел. против 92 тыс. русско-прусских войск, которыми после смерти Кутузова 16 (28) апреля командовал Витгенштейн, а с 17 (29) мая - генерал М. Б. Барклай-де-Толли.

Наполеон нанёс поражения союзникам 20 апреля (2 мая) при Лютцене и 8 - 9 (20 - 21) мая при Бауцене, после чего 23 мая (4 июня) было заключено перемирие, продолжавшееся до 29 июля (10 августа). Австрия выступила посредником в переговорах с Наполеоном, которые закончились неудачей, после чего Австрия разорвала отношения с Францией. Против Франции выступила Швеция, связанная с Россией союзным договором 1812 г.. Великобритания подписала с Россией и Пруссией конвенции о предоставлении им субсидий. 28 августа (9 сентября) были заключены Теплицкие союзные договоры 1813 г. между Россией, Австрией и Пруссией, к которым вскоре присоединилась и Великобритания.

К осени 1813 г. союзные войска насчитывали 492 тыс. чел. (в т. ч. русских - 173 тыс.), объединённых в 3 армии: Богемскую (около 237 тыс.) австрийского фельдмаршала К. Шварценберга, Силезскую (около 100 тыс.) прусского фельдмаршала Г. Блюхера и Северную (свыше 150 тыс.) шведского наследного принца Ж. Бернадота. Отдельный корпус (около 30 тыс.) был выдвинут к Гамбургу. Наполеон располагал 440-тыс. армией, основная масса которой находилась в Саксонии.

В августе союзники начали концентрическое наступление. Наполеон бросил свои главные силы против Богемской армии и нанёс ей 14 - 15 (26 - 27) августа поражение в Дрезденском сражении 1813 г. Французские войска пытались начать преследование, но русский арьергард 17 - 18 (29 - 30) августа в сражении под Кульмом отбросил их. Силезская армия нанесла поражение войскам Ж. Макдональда, а Северная армия - войскам Ш. Удино. Союзники перешли в общее наступление и 4 - 7(16 - 19) октября в Лейпцигском сражении 1813 г. разгромили армию Наполеона.

Её остатки отступили за р. Рейн. Корпус Л. Даву был окружен в Гамбурге. Успехи союзников вынудили Данию отказаться от союза с Наполеоном, 2 (14) января подписать Кильские мирные договоры 1814 г. со Швецией и Великобританией и обязаться вступить в войну против Франции. Союзные войска начали изгнание наполеоновских войск из Нидерландов. Важнейшим итогом кампании 1813 г. было освобождение Германии от наполеоновского ига. Но оно, как отмечал В. И. Ленин, произошло «... не без помощи разбойничьих государств, ведших с Наполеоном отнюдь не освободительную, а империалистическую войну...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 382).
К началу кампании 1814 г. союзные войска насчитывали 900 тыс. чел., из которых 453 тыс. (в т. ч. 153 тыс. русских) располагались вдоль правого берега Рейна; остальные силы находились в Испании, Италии и в резерве. Наполеон мог противопоставить им лишь 300 тыс. чел., из которых 160 тыс. развернулись вдоль левого берега Рейна. В декабре 1813 г. - январе 1814 г. союзные войска форсировали Рейн и начали наступление вглубь Франции. Союзное командование действовало весьма нерешительно, и Наполеону удалось даже добиться ряда частных успехов. Между союзными державами выявились серьёзные противоречия.

В целях укрепления коалиции 26 февраля (10 марта) был подписан Шомонский трактат 1814 г., в котором союзники обязались не заключать с Францией ни мира, ни перемирия без общего согласия. Секретные статьи определяли послевоенное устройство Европы. На Шатийонском конгрессе 1814 г. союзники попытались ещё раз решить конфликт с Наполеоном мирным путём, но он отклонил их условия возвращения Франции к границам 1792 г. В марте союзные войска разбили наполеоновскую армию в ряде сражений и повели наступление на Париж, который после упорного сопротивления капитулировал 18 (30) марта. 25 марта (6 апреля) Наполеон подписал в Фонтенбло отречение от престола и был сослан на о. Эльба. На престол был возведён Людовик XVIII, брат казнённого короля Людовика XVI. 18 (30) мая между союзниками и Францией был подписан Парижский мир 1814 г.

Международный конгресс, созванный по инициативе держав-победительниц – России, Великобритании, Австрии и Пруссии после завершения войн антифранцузских коалиций против наполеоновской Франции, получил свое название по месту проведения. Эти четыре государства-монархии осуществляли фактическое руководство конгрессом, проходившим в Вене с сентября 1814 г. по июнь 1815 г. Созыв такого международного конгресса, предусматривался Парижским мирным договором 1814 г.

Целями Венского конгресса были: международно-правовое оформление нового соотношения сил между европейскими державами; восстановление принципов политического устройства в Европе, ликвидированного во время Великой французской революции и наполеоновских войн, и обеспечение его стабильности на длительное время; создание устойчивых гарантий против возвращения к власти Наполеона I и возобновления его попыток завоевания Европы, удовлетворение территориальных притязаний победителей путем передела континента и колоний, реставрация свернутых династий в захваченных Наполеоном государствах.

Франция являлась побежденной державой, и ее участие в международном конгрессе победителей стояло под вопросом. Играя на противоречиях между главными союзниками – Россией, Великобританией, Австрией и Пруссией, глава французского МИДа Талейран добился права участвовать в переговорах наряду с ними. Совещания представителей этих пяти держав за закрытыми дверями стали важнейшей и определяющей частью Венского конгресса.

Официально международный конгресс в Вене не открывался, и общие заседания его официальных участников не созывались. Все основные вопросы обсуждались на совещания пяти держав Европы во время неофициальных встреч и приемов, а также в многочисленных комитетах и комиссиях конгресса. В ходе Венского конгресса державы-победительницы вели конфиденциальные переговоры за спиной друг друга. 3 января 1815 г. Франция, Австрия и Великобритания заключили между собой секретный договор, целью которого было помешать присоединению Саксонии к Пруссии, а Польши к России. Договор предусматривал, что в случае если одна из сторон подвергнется опасности (исходящей, разумеется, от Пруссии и России), то другие обязуются предупредить нападение на нее, а в случае неуспеха - отправить ей на помощь 150-тыс. армию каждая.

Когда работа Венского конгресса близилась к завершению, в столицу Австрии пришло известие о высадке 1 марта 1815 г. на юге Франции бежавшего с острова Эльбы низложенного императора Наполеона I. Эта новость заставила участников конгресса прекратить споры и сблизиться, создавая против Бонапарта новую, но уже последнюю 7-ю международную коалицию. Начались знаменитые «Сто дней»: Наполеон вернул себе императорскую корону, и Франция вновь начала большую войну в Европе против своих вчерашних победителей.

Наполеон попытался использовать в своих интересах обнаруженный им экземпляр секретного франко-австрийского договора, который он переслал императору Александру I. Но эта попытка расколоть новую коалицию против возродившейся наполеоновской Франции успеха не имела. Участники антифранцузской коалиции после проведенных переговоров 25 марта подписали Венский союзный контракт, по которому каждая сторона (четыре державы) обязывалась выставить 150-тыс. армию и не прекращать военных действий до полного поражения Наполеона. Русская армия, к тому времени вернувшаяся в Отечество, в ходе 2-го Заграничного похода 1815 г. дошла до Рейна, к сражению при Ватерлоо не успела, но приняла участие в последующей оккупации французской территории.

Первым официальным документом международного конгресса стал подписанный его участниками 21 апреля договор о разделе Польши. Он вошел в качестве приложения в Заключительный акт Венского конгресса. Венский конгресс завершился 9 июня 1815 г. за несколько дней до исторической битвы при Ватерлоо.

Важнейшие соглашения, заключенные в ходе Венского конгресса:
1) Он предусматривал лишение Франции всех ее завоеваний, и создание у ее национальных границ государств-барьеров (буферных государств). Ими стали Рейнские провинции Прусского королевства;
2) Швейцария была усилена за счет расширения своих границ и включения в ее состав стратегически важных горных перевалов. Европейскими державами ей гарантировался постоянный нейтралитет;
3) На северо-западе Италии восстанавливалось Сардинское королевство, которому возвращались Савойя и Ницца. К востоку от него роль плацдармов против Франции играли австрийские владения на севере Италии – Ломбардия и Венеция;
4) К Российской империи отошло бывшее Великое герцогство Варшавское, которому в ее составе суждено было стать Царством Польским, кроме Торна и Позена (отошедших к Пруссии), Восточной Галиции (отошедшей к Австрии) и Кракова с округом (получил статус «вольного города»).

После окончательного низвержения Наполеона в Европе возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, причем средством для этого представлялся постоянный союз европейских государей и периодический созыв международных конгрессов. Российский император Александр I был горячий сторонник этой идеи. 26 сентября 1815 г. по его инициативе было объявлено об образовании Священного союза, а документ был подписан также императором Францем I Австрийским и королем Фридрихом Вильгельмом III Прусским. К этому договору впоследствии постепенно присоединились практически все монархи Европы за исключением Великобритании и Османской империи.

Этот союз были призван сохранять незыблемость решений Венского конгресса 1814 - 1815 гг. и установленной им системы международных отношений. Исходя из принципа поддержки правящих монархических династий, участники этого союза боролись со всяким проявлением революционного и национально-освободительного движения в Европе. Состоялось четыре конгресса, на которых ведущую роль играли император Александр I, но усилия Священного союза не принесли желаемого результата - революционное и освободительное движение в Европе продолжало развиваться. В России произошло восстание декабристов 1825 г., во Франции и Бельгии – Июльская революция 1830 г. и Бельгийская революция 1830 г. Тогда же началось Польское восстание 1830 - 1831 гг. Союз фактически распался.

Показать полностью 1

Славянофилы

Автор: Анна Шевчук и Анна Беляева.

Славянофилы Цивилизация, Общество, Научпоп, Критическое мышление, Наука, Ученые, Образование, Исследования, Развитие, Длиннопост

Славянофилы - это представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 1840 - 1850-х гг. - славянофильства, выступавшие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России славянофилы видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии, которое славянофилы представляли себе, как единственное истинное христианство.

Сами «ранние славянофилы» называли себя «Московским направлением» (в противоположность «Петербургскому»), а название - «славянофилы», ставшее общеупотребимым, получили в ходе журнальных дискуссий первой половины 40-х гг. Считается, что термин «славянофильство» в качестве насмешки и отрицательного прозвища по отношению к А. С. Хомякову и его идейному окружению был введен В. Г. Белинским в журнале «Отечественные записки» за 1844 г., но история возникновения самого термина восходит к более ранним временам.

В 1804 г. термин «славянофил» впервые появляется в частной переписке И. И. Дмитреева к Д. И. Язякову в связи с работой А. С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге Российского языка», непосредственно по отношению к самому А.С. Шишкову как «любителю церковно-славянского языка». С того момента это определение стало использоваться все чаще и чаще, хотя и не было удачным и не отражало сути этого оригинального, но малоизвестного на тот момент широкой публике учения.

Возникновение славянофильства.

Славянофильство возникло, как результат:
1) Романтизма, пробудившего националистические стремления у многих народов Европы;
2) Наполеоновских войн, которые подняли патриотизм во всех странах Европы и сменили идеалы французского космополитизма стремлением к национальному самоопределению (особенно резко это проявилось восстаниями в Ирландии, Бельгии, Венгрии и Польше);
3) Философии Шеллинга и особенно Гегеля, с их широкими представлениями о величественном ходе развития мировой истории. Особенно плодотворна была мысль Гегеля относительно того, что каждая историческая нация является носительницей какой-нибудь «идеи». Гегель остановился на греках, римлянах и германцах. Славянофилы обратились к «славянам»;
4) Кроме того, славянофилов потянуло к родной старине и народу под влиянием того чувства разочарования, которое многими овладело при виде того, какое крушение потерпели в России западнические идеалы Александра I;
5) Наконец, для патриотических симпатий было основание и в родной литературе: в поэзии Пушкина, Жуковского, позднее Лермонтова, уже сказались национально-патриотические настроения; в их творениях уже определилось искание родной культуры, выяснялись идеалы народа семейные, государственные и религиозные.

Славянофильство собрало вокруг себя самые мощные национальные силы. Круг единомышленников-славянофилов был широк и объединял вокруг себя выдающихся русских писателей и ученых. Наиболее крупными выразителями славянофильских идей были И. В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Вокруг них группировались И.С. Аксаков, И. Д. Беляев, Д. А. Валуев, А. Ф. Гильфердинг, Н. Д. Иванишев, П. В. Киреевский, А.И. Кошелев, В. И. Ламанский, В. Н. Лешков, Н. А. Попов, В. А. Черкасский, Ф. В. Чижов. Славянофилов поддерживали и являлись выразителями их идей русские писатели С. Т. Аксаков, В. И. Даль, А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков и др. Мировоззренческие учения славянофилов оплодотворяли научную деятельность русских ученых Ф. И. Буслаева, О. М. Бодянского, Г. П. Галагана, В. И. Григоровича, И. И. Срезневского, М. А. Максимовича, Н. А. Ригельмана.

Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы пропагандировали идеи русского возрождения и славянского единства. Космополитические силы в правительственных кругах долгое время препятствовали деятельности славянофилов. Им не позволяли иметь свой печатный орган.

В поисках самостоятельного типа русской культуры славянофильство приобрело демократический характер, наклонность к идеализации старины и тяготение к панславизму (мечте о соединении всех славян под русской державой). Славянофилы, в некоторых отношениях, близко подходили к либеральной части русского общества (демократизм), но в других – к консервативной (идеализация старины).

Первые славянофилы были люди прекрасно образованные, воодушевленные горячей верой в свое учение, независимые и потому смелые. Они верили в великое будущее России, преклонялись перед «Святой Русью», говорили о том, что Москва – это «третий Рим», что эта новая цивилизация сменит все устаревшие культуры Запада и спасет сам «гниющий Запад». С их точки зрения, Петр I совершил грех, задержав самостоятельное развитие русского народа.

Славянофилы изложили теорию о существовании «двух миров»: восточного, греко-славянского – и западного. Они указывали, что западная культура основывается на римской церкви, древнеримской образованности, а её государственная жизнь основана на завоевании. Совсем иной порядок вещей видели они в восточном греко-славянском мире, главным представителем которого является русский народ. Восточное христианство есть православие, отличительная черта которого – неизменное хранение вселенского предания. Православие есть поэтому единственное истинное христианство.

Наша образованность византийского происхождения; если она уступала западной во внешнем развитии разума, то превышала ее глубоким чувством живой христианской истины. В государственном устройстве видна такая же разница: начало русского государства отличается от начала западных государств тем, что у нас не было завоевания, а было добровольное призвание правителей. Этот основной факт отражается и на всем дальнейшем развитии общественных отношений: у нас не было насилия, соединенного с завоеванием, а потому не было феодализма в европейском его виде, не было той внутренней борьбы, которая постоянно делила западное общество; не было сословий. Земля не была личной собственностью феодальной аристократии, но принадлежала общине. Этой «общиной» славянофилы особенно гордились. Они говорили, что Запад только в самое последнее время дошел до идеи создать «общину» (сенсимонизм), институт которой уже веками существует в русской деревне.

Таким образом, до Петра Великого, по мнению славянофилов, развитие у нас шло естественно. Религиозное сознание было основной нравственной силой и руководством в жизни; народный быт отличался единством понятия и единством нравов. Государство было обширной общиной; власть принадлежала царю, представлявшему общую волю; тесная связь членов этой великой общины выражалась земскими соборами, всенародным представительством, сменившим древние веча.

С такой либеральной идеализацией старины (вече, соборы) связывалось самое восторженное преклонение перед простым русским народом - «богоносцем»; в его жизни славянофилы видели воплощение всех христианских добродетелей (любовь к ближним, смирение, отсутствие эгоизма, благочестие и идеальные семейные отношения). Поэтому лозунгом славянофильства сделалась видоизменённая формула официальной идеологии эпохи Николая I: самодержавие (ограниченное у славянофилов земскими соборами), православие (с духовными собраниями и полномочиями прихода) и народность (с общиной, соборами и свободой развития). Стоя на такой точке зрения, славянофилы часто являлись строгими критиками русской современности, и потому если не все, то многие из них, должны быть отнесены к оппозиционным деятелям тогдашнего времени.

По какому пути двигаться России: У России – своя дорога. Зачем западный опыт, когда собственная формула «Православие, самодержавие, народность» поможет России добиться большего успеха и более высокого положения в мире;
Пути преобразований и реформ: Признавалось только мирное развитие;
Какой строй выбрать и отношение к конституции: Выступали против введения конституции, считали единственно возможной формой правления для России ограниченное земскими соборами самодержавие;
Крепостное право: Отмена крепостного права, но при сохранении привычного уклада крестьянской жизни – общины. Каждая община наделяется землей (за выкуп);
Отношение к возможностям развития экономики: Считали, что правительство должно способствовать механизации труда, развитию банков и железных дорог – постепенно и последовательно;
Религия: Именно вера - это «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа;
Отношение к Петру I: Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.

Время разрешило все споры. Дорога, выбранная Россией, оказалась предложенной западниками. В стране начала отмирать община, церковь стала независимой от государства, а самодержавие вообще прекратило свое существование. Главное, что представители обоих направлений искренне считали, что в стране назрела необходимость перемен, и перенос их на более позднее время будет не на пользу России. Все понимали, что крепостное право тянет страну назад, а без развитой экономики нет будущего. Заслугой славянофилов было то, что они пробуждали интерес к истории и культуре русского народа. Именно славянофил В. Даль является автором «Толкового словаря живого великорусского языка». Постепенно начало происходить сближение двух этих направлений, а споры, которые шли между их представителями, способствовали развитию общества и пробуждению интереса к социальным проблемам в среде российской интеллигенции.

Показать полностью

Участие России в подавлении европейских революций 1830 - 1840-х гг

Авторы: Даша Бабушкина, Кристина Силкина и Люба Шилкина.

Участие России в подавлении европейских революций 1830 - 1840-х гг Общество, Цивилизация, Запад, Наука, Ученые, Научпоп, Критическое мышление, Исследования, Образование, Развитие, Личность, Логика, Идеал, Совершенство, Правда, Длиннопост

Россия и революционный кризис в Европе 1830 г.

Начало 1830-х гг. было насыщено событиями на обоих главных направлениях российской внешней политики: европейском и ближневосточном. В 1830 - 1831 гг. по Европе прокатилась волна революций. Европейская освободительная волна коснулась на этот раз самой Российской империи: против царизма поднялась стремившаяся к независимости Польша.

Определяющее воздействие на общеевропейскую ситуацию оказали, конечно, революции на западе Европы. Три «славных дня» июльского восстания 1830 г. в Париже положили конец режиму Реставрации во Франции.

Революционные события повлияли на внешнеполитический курс России, Мюнхенгрецкие и Берлинские соглашения 1833 г., подтверждавшие союзные отношения Николая I с его европейскими соседями, трудно считать (как это делает один из биографов самодержца) «кульминацией восьмилетней дипломатической работы, нацеленной прежде всего на защиту России от угрозы с Запада».

Реакция российского двора и лично Николая I на восстание в Париже 27 – 29 июля 1830 г., вынудившее Карла X отречься от трона, была более чем сдержанной. Николай I был совсем неплохо осведомлен о событиях, и ему было известно, что «славным дням» июльской революции предшествовали королевские ордонансы, сводившие на нет действие «конституционной хартии» Франции 1814 г.

Глава российского МИД К. В. Нессельроде, провел переговоры с австрийским канцлером. Согласно принятой на этой встрече формуле, во внутренние дела Франции вовсе не следовало вмешиваться, если, конечно, она при новом правительстве не займется «экспортом революции» и не будет проявлять агрессивные поползновения.

В глазах Николая I Луи-Филипп был прежде всего «фальшивым» монархом, узурпировавшим законные права на французский трон малолетнего внука Карла X герцога Бордоского. На эту узурпацию царь импульсивно откликнулся серией распоряжений, выполнение которых было бы равносильно разрыву всяких, даже торговых, отношений с Францией.

Международное положение в Европе к тому времени основательно ухудшилось. При трех северных дворах уже всерьез заговорили о возможности общеевропейского конфликта.

Вспыхнувшее в конце августа 1830 г. народное восстание в Брюсселе положило начало бельгийской буржуазной революции. В Брауншвейге разгневанные подданные вынудили местного герцога покинуть свои владения. Король Саксонии предпочел пойти на уступки «мятежной партии», чем заслужил осуждение со стороны российского двора. 4 октября временное правительство в Брюсселе объявило о полном отделении своей страны от Нидерландского королевства.

Восстание, вспыхнувшее в Варшаве 17 (29) ноября 1830 г., в известной мере было и своеобразным ответом поляков на замыслы их конституционного монарха в отношении стран, весьма отдаленных от его владений. Выступление польских повстанцев способствовало спаду напряженности в международных отношениях. Оно, несомненно, облегчило путь Бельгии к независимости, окончательно расстроив планы вооруженного усмирения «демона революции» в этой стране и вынудив царское правительство быстро примириться с решением Лондонской конференции от 20 декабря 1830 г.

После этого бельгийский вопрос еще долго стоял на повестке дня европейской дипломатии. Немалых трудов стоило ей решение проблем устройства и международного статуса нового государства (было объявлено о его «вечном нейтралитете»), выбора монарха (им стал Леопольд Саксен-Кобургский), бельгийско-голландского разграничения, раздела между двумя обособившимися частями Нидерландского королевства его внешнего долга и т. п.

Польское восстание 1830 - 1831 гг.

После трех разделов Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией, Польша прекратила существование как государство. В 1815 г. (спустя 20 лет после ликвидации Речи Посполитой) после окончательной победы над Наполеоном, Венский конгресс решил восстановить Польшу, но исключительно в границах Российской Империи и под покровительством Александра I.

В результате была составлена «Конституционная хартия Царства Польского», которая даровала Польше самую демократичную конституцию своего времени. По Конституции 1815 г. Польша была государством в государстве. Ею управлял русский императора, который назначал Наместника, обязанного находиться в Варшаве. Польша получила право содержать собственную армию, получила гарантии сохранения католичества как полноценной религии, получила право на собственный Сейм, состоящий исключительно из поляков, на собственную казну и так далее. Фактически это было полноценное государство, которое в основном только формально подчинялось Москве.

Подготовка к восстанию.

После 1815 г. в Польше начали действовать тайные организации. Их главная цель - создание независимого польского государства. Деятельность этих организаций была успешной, поскольку именно польские кадры занимали все ключевые посты.

Восстание в Польше 1830 г. планировалось с учетом быстрого создания польского правительства. Следовательно планировалось в кратчайшие сроки уничтожить основные элементы императорской власти. Это планировалось сделать в 3 этапа:

1) Убийство великого князя Константина Павловича;

2) Разоружени русской армии, чтобы она не могла принять участие в событиях;

3) Захват арсенала в Варшаве. В результате все вооружены столицы царства должно было оказаться в руках мятежников.

Нападение на Бельведерский дворец.

Бельведерский дворец в Варшаве был местом жительства великого князя Константина Павловича. В ночь на 17 ноября 1830 г. на дворец было совершено нападение. Дворец практически не охранялся. Наместник была настолько уверен надежности своей власти, что повелел поручить охрану дворца нескольким военным коллегам.

Вечером 17 ноября небольшая группа людей (по разным оценкам от 17 до 32 человек) проникла в Бельведерский дворец. Заговорщики убивали всех на своем пути, в том числе был заколот штыками варшавский полицмейстер. Константина Павловича спасло то, что заговорщики в темноте приняли генерал-лейтенанта Жандра за Наместника, убили его и скрылись.

Примечательно, что нападением на Бельведерский дворец руководил тот же человек, что и организовывал покушение на Николая I Петр Высоцкий. Это была реализация первого этапа подготовки восстания - убийства наместника. Константин Павлович выжил и затем бежал в Россию.

Ход восстания События 1830 г.

Одновременно с нападением на Бельведерский дворец и бегством Константина Павловича, революционеры завладели арсеналом, фактически лишив русские части в Польше вооружения. Тем самым произошел государственный переворот.

Сразу после этих событий в Варшаве было объявлено о создании Временного переходного правительства, которое возглавил генерал Хлоповицкий. Это были командующий национальной польской армии. Временное правительство должно было работать до официального признания Польши в качестве независимой страны, а Хлоповицкий получил полномочия, сопоставимым с диктаторскими. Фактически в руках этого человека было больше власти, чем у Константина Павловича и Николая I в Польше. Хлоповицкий провел 2 важных мероприятия:

1) Провел полную мобилизацию;
2) Отправил депутатов Сейма в Петербург на переговоры с Николаем I. В столицу Российской Империи были направлены Езерский и Любицкий. Николай I на переговоры с мятежниками не пошел.

Участие России в подавлении европейских революций 1830 - 1840-х гг Общество, Цивилизация, Запад, Наука, Ученые, Научпоп, Критическое мышление, Исследования, Образование, Развитие, Личность, Логика, Идеал, Совершенство, Правда, Длиннопост

Военные действия во время польского восстания.

Польша ищет союзников.

Успешное восстание в Польше 1830 г. заставило Польское Царство искать помощь за границей. Представители Царства отправились в 4 европейские столицы:
1) В Лондон - Александр Велепольский;
2) В Берлин - Эдвард Рачиньский;
3) В Вену - Константин Чарторыйский;
4) В Париж - генерал Кароль Княжевич.

Однако союзников Польша не получила. Так как вести открытую борьбу против Николая I страны Запада не решались.

События 1831 г.

13 января 1831 г. Сейм Польши заявил о детронизации Николая I. Одновременно было объявлено о создании государства Речь Посполитая с историческими границами. Во главе государства был утвержден князь А. Чарторыйский. Одновременно начались призывы к другими регионам России о восстании, а также нападения на соседние области с Польшей.

До этого времени Николай 1 не предпринимал существенных шагов для борьбы с польским восстанием, поскольку надеялся договориться и решить проблему без кровопролития. 25 января Николай I издает Манифест, в котором объясняет, что 1,5 месяца ждал пока польский народ образумится, но проведение детронизации заставляет императора использовать армию для подавления мятежа. В этот же день (25 января) русская армия под командованием Дибича перешла границу Польши.

В июне 1831 г. от холеры умер фельдмаршал Дибич. Русскую армию возглавил фельдмаршал Паскевич. После взятия русскими войсками Варшавы, оставшиеся силы революционеров укрепились в Модлине и Замостье. Оттуда их выбили к концу октября 1831 г. На этом Польское восстание было завершено.

Исторические последствия.

Изменения в политическом, социальном и экономическом статусе Польши произошли на основе Манифеста от 14 февраля 1832 г. Этот документ вошел в историю под названием «Органический статус». Официальное название Манифеста - «О новом порядке управления и образования Царства Польского».

Исторические последствия и значение польского восстания 1830 - 1831 гг. заключается в следующих изменениях:

1) Конституция 1815 г. отменялась практически полностью. Напомним, это была одна из передовых Конституция своего времени, с огромными национальными привилегиями для Польши;

2) Польша переставала быть отдельным царством (государством в государстве) и становилась неотъемлемой частью Российской Империи. Если до 1832 г. русский император проходил коронацию и в Москве и в Варшаве, то теперь коронация происходила только в Москве, а Польша принимала нового правителя, как любая другая область страны;

3) Польше запрещалось иметь собственную национальную армию. Теперь здесь могла располагаться только русская армия, частью которой были польские войска;

4) Польский Сейм ликвидировался. Создавался Государственный Совет, которым управлял имперский Наместник. В 1841 г. был ликвидирован ГосСовет, который заменили Департаментом Правительствующего Сената.

Постепенно Польское царство лишилось всех элементов самостоятельности, превратившись в одну из губерний Российской Империи.

Россия и революционный кризис в Европе 1848 - 1849 гг.

«Господа! Седлайте коней, во Франции - республика!» - с такими словами обратился Николай I к гвардейским офицерам, присутствовавшим февральским вечером 1848 г. на балу у наследника. Во время бала прибыл курьер из Франции с вестью о революции в Париже. Пусть не за 18 лет, но за два-три месяца император вполне предвидел революционные потрясения 1848 г., основываясь на письмах своих коронованных «братьев и кузенов» в Центральной Европе и черпая сведения из донесений русских дипломатов.

Киселев, впрочем, догадывался о возможной реакции императора на установление республиканского строя во Франции и собирался в предвидении грядущих указаний покинуть Париж. Но сделать это сразу ему не удалось по ряду причин: невозможно было незаметно выбраться из города со всем посольством, нельзя было уехать, не обеспечив безопасности русских подданных, остававшихся во Франции, а главное - задержало его прекращение железнодорожного сообщения в стране, охваченной революцией.

4 марта последовал новый документ, подписанный Ламартином, - циркуляр дипломатическим представителям Франции за рубежом, который иногда считают, наряду с падением Меттерниха, одним из символов революций 1848 г.

В середине марта революционное движение охватило германские государства и Австрию; в итальянских государствах ситуация также обострилась под влиянием венских событий 13 - 15 марта. 13 марта в результате революционного переворота ушел в отставку и бежал из Вены Меттерних. По достоинству оценивая это событие, Николай I полагал, что вместе с князем погибла «целая система отношений, идей, интересов и общих действий».

Теперь царю осталось уповать на решимость и энергичные действия прусского короля. Собственно, король не меньше императора желал спасти Германию и себя от революции; только тактика монархов кардинально разнилась.

По мнению Фридриха Вильгельма IV, он обязан был вырвать из рук «демагогов» опасное оружие германского национализма и встать во главе законных стремлений всех немцев к объединению. Перспектива создания единого Германского государства с населением 45 млн. человек, разумеется, не могла вдохновить русского царя.

Эти тактические разногласия усугубились после восстания в Берлине 18 - 19 марта, когда король вынужден был перейти к политике лавирования и компромиссов, что для Николая I было совершенно неприемлемо. В итоге конституционные уступки короля превратили Пруссию из возможного союзника России в ее вероятного противника.

Итак, мартовские дни стали роковыми для союза трех северных дворов и всей «венской системы». Николай I оказался в полной изоляции. По существу же, николаевская система замкнулась в своих национальных пределах. Царь опасался, и не без оснований, как бы революционный пожар не вспыхнул и в его империи. В 1848 г. Россию поразили почти все возможные стихийные бедствия: недород, голод, пожары, эпидемии; не утихали крестьянские волнения, росло общественное возбуждение.

Усиливая полицейский террор, царь одновременно обратился к дворянству с призывом содействовать власти в охране «порядка». И здесь изоляция России отвечала интересам императора, он сам сделал все возможное, чтобы отгородить империю и ее подданных от «революционной заразы».

Бесспорно, что «враждебные намерения» соседних держав более всего тревожили Николая . Особенно раздражали императора провокационные заявления некоторых постреволюциоиных деятелей.

Так, барон Г. Арним, с 21 марта министр иностранных дел Пруссии, полагал необходимым воссоздать Польское королевство как барьер от России, которая в этом случае уже не могла бы препятствовать «воссозданию немецкой военной мощи».

Немудрено, что весной 1848 г. Пруссия вызывала наибольшие опасения царя. В первую очередь, на прусской границе сосредоточивались русские войска на случай возможного союза Германии с восставшими поляками.

Именно боязнью чрезмерного усиления Пруссии и, как результат, роста ее агрессивности объяснялось в первую очередь вмешательство России в прусско-датский конфликт из-за герцогств Шлезвиг и Голштиния.

Начавшиеся в 1848 г. волнения в принадлежавших Дании герцогствах сопровождались вступлением туда в начале апреля прусских войск. Правительство Дании обратилось за помощью и посредничеством к Англии, Швеции и России. Все три державы высказались против территориального расчленения Датского королевства и отторжения от него Шлезвига и Голштинии в пользу Пруссии или будущей объединенной Германии.
Но только Швеция и Россия оказали датскому королю реальную помощь.

В конце апреля Николай I предъявил Пруссии ультиматум с требованием вывести ее войска из оккупированной Ютландии. В подкрепление ультиматума царь направил к берегам Ютландии эскадру и двинул в Литву еще одну кавалерийскую дивизию. В итоге Пруссия уступила.

Существовал и еще один аспект отношений с западными соседями, который постоянно беспокоил царское правительство, - это вековечный польский вопрос.

Еще в конце марта русский посланник в Берлине барон П. К. Мейендорф доносил, что война с Россией может вспыхнуть вследствие перехода через русскую границу скопившихся в Познани польских эмигрантов. Вступление в Познань русских войск Мейендорф считал невозможным, так как это вторжение могло спровоцировать не только польское восстание, но и общегерманский революционный подъем. Однако уже в конце апреля тревоги по этому поводу улеглись: к вящему удовольствию русского монарха, с польским вопросом в Познани Фридрих Вильгельм покончил самостоятельно, потопив в крови познанское восстание.

После разгрома в Познани польские отряды стали активно формироваться в австрийской Галиции. Революционное движение захватило Дунайские княжества. Когда там начались революционные выступления, царское правительство, при всем своем отрицательном отношении к ним, сначала предпочло устраниться от прямого вмешательства, опасаясь подрыва русского влияния.

Нессельроде неоднократно предлагал Порте восстановить в княжествах порядок своими силами. Однако в отношении соседней Молдавии Россия приняла решительные превентивные меры, введя туда войска. Боясь усиления русского влияния в Дунайских княжествах, турецкие власти прибегли к оккупации восставшей Валахии. В сентябре 1848 г. туда вступили и русские военные силы.

Балта-Лиманская конвенция между Россией и Османской империей была подписана 19 апреля (1 мая) 1849 г. Она фактически способствовала усилению Порты в княжествах, их права были урезаны. Россия же оказалась вытесненной из последнего балканского «бастиона» своего былого влияния.

Первое открытое выступление царизма в 1848 г. против революции в Европе последовало сразу за разгромом июньского восстания парижских рабочих, после которого контрреволюция усилилась во всех странах.

Официально Петербург отказывался признать Французскую республику, теперь уже ссылаясь на то, что надо подождать результатов президентских выборов. Тем не менее, когда в декабре огромным большинством голосов Луи Бонапарт был избран президентом, это не ускорило признания нового режима во Франции со стороны царского правительства. В течение нескольких месяцев Николай I упрямо отказывался признать свершившийся факт.

Признание нового режима во Франции состоялось одновременно с публикацией царского манифеста об интервенции в Венгрию. Идея «венгерского похода» вынашивалась длительное время. Далеко не сразу Николай в должной мере оценил грозный размах венгерских событий, имевших в тот момент решающее значение для исхода революционного кризиса в Европе. Только после ряда тревожных депеш, начавших поступать в Петербург от правительства Франца Иосифа в марте 1849 г., Николаю стал понятен истинный масштаб быстро развивавшихся событий в Венгрии.

21 мая в Варшаве Франц Иосиф подписал конвенцию о безвозмездном снабжении русских войск в Венгрии всем необходимым. Еще через неделю 140-тыс. армия под командованием Паскевича вступила на венгерскую землю.

Несмотря на численное превосходство российско-австрийских сил, главнокомандующему венгерской армией Гёргею удавалось путем умелого маневрирования избегать «генерального сражения», которое стремилось навязать ему русское командование. В итоге только благодаря добровольной капитуляции Гёргея, сдавшего свою армию Паскевичу 13 августа 1849 г. при Вилагоше, венгерская кампания завершилась в двухмесячный срок.

Таким образом, постреволюционная ситуация в Европе складывалась в пользу России. Однако царь сам спровоцировал очередной кризис в русско-английских отношениях, потребовав у Турции выдачи бежавших туда из Венгрии поляков. В свою очередь, Австрия хотела заполучить от турок «своих» беглецов - венгерских и итальянских эмигрантов. Заручившись поддержкой Англии и Франции, Порта отказалась выполнить эти требования. Россия и Австрия прервали с ней дипломатические отношения. Но в этот раз ближневосточный кризис закончился мирно, и 19 (31) декабря 1849 г. между Россией и Турцией были восстановлены дипломатические отношения.

На протяжении 1849 г. и первой половины 1850 г. оставался нерешенным шлезвиг-голштинский вопрос, из-за которого неоднократно возобновлялись военные действия между Данией и Пруссией. В конце концов совместные усилия Англии, Франции и России вынудили Пруссию в июле 1850 г. подписать мирный договор с Данией. Решающее воздействие на прусского короля оказала именно Россия.

В сложных отношениях, существовавших внутри Германского союза, в особенности между Австрией и Пруссией, царь также играл роль постоянного арбитра. Он «казнил» своей немилостью и миловал, одаряя благорасположением.

Подводя итог внешнеполитической деятельности царского правительства в течение революционных и первых постреволюционных лет, следует сказать, что успехи, достигнутые Россией в эти годы на международной арене, оказались недолговечными. Исподволь возникший и постепенно нараставший конфликт вокруг «вечного» восточного вопроса привел к крушению всю политическую систему Николая.

Показать полностью 2

Философические письма Чаадаева Петра Яковлевича

Автор: Оккупация.

Философические письма Чаадаева Петра Яковлевича Цивилизация, Общество, Научпоп, Наука, Ученые, Критическое мышление, Исследования, Образование, Развитие, Длиннопост

Рождение и происхождение.

Петр Яковлевич Чаадаев (7 июня 1794 г. – 26 апреля 1856 г.) - это философ и публицист. Родился в семье дворян Чаадаевых, был младшим ребёнком. Рано остался сиротой: отец умер через год после его рождения, а мать - через три года. Старшего брата Михаила и Петра забрала тетка - княжна Анна Михайловна Щербатова. Опекуном детей стал дядя, князь Д. М. Щербатов, в доме которого юный Петр получил начальное образование.

Образование и служба.

В 1807 - 1811 гг. Петр Чаадаев учился в Московском университете. Он тесно общался и дружил с А. С. Грибоедовым, И. Д. Якушкиным и Н. И. Тургеневым. В мае 1812 г. братья Чаадаевы стали лейб-прапорщиками в Семеновском полку. В 1813 г. Петр Чаадаев перешел в Ахтырский гусарский полк. В течение Отечественной войны 1812 г. участвовал в Бородинском сражении, брал Париж, был награжден орденом святой Анны и прусским Железным крестом.

В 1816 г. он был переведен корнетом в Гусарский лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском селе. В 1817 г. стал адъютантом командира гвардейского корпуса генерал-адъютанта Васильчикова в 23 года. В 1820 г. Петр Чаадаев подал прошение об отставке и был уволен со службы в 1821 г., в это же время он вступил в Северное общество декабристов. Его отставка породила версии и легенды в обществе, что он слишком занимался своим гардеробом или опоздал на доклад императору. Участия в деятельности декабристов не принимал, относясь к их деятельности сдержанно-скептически.

Деятельность.

6 июля 1823 г. из-за ухудшившегося здоровья Петр Чаадаев уехал в путешествие по Европе и побывал в Англии, Франции, Швейцарии, Италии и Германии. Перед отъездом он разделил имущество с братом, не собираясь возвращаться в Россию. Вернувшись в 1826 г. в Россию, был арестован в Брест-Литовске по подозрению в участии в деятельности декабристов и отпущен через 40 дней. В дальнейшем Петр Чаадаев негативно отзывался о восстании декабристов, утверждая, что их попытка переворота отодвинула Россию на полвека назад.

Он поселился в Москве, бывая наездами, и в подмосковной деревне своей тетки, княжны А. М. Щербатовой в Дмитровском уезде. Именно в этот период им были написаны «Философические письма» - «Письма о философии истории», адресованные госпоже Е. Д. Пановой, которые с 1830 г. стали в рукописях распространяться в образованном обществе. Всего было написано восемь «Философических писем», последнее из которых - в 1831 г.

В 1831 г. Петр Чаадаев снова стал бывать в обществе. В 1836 г. было опубликовано первое «Философическое письмо» в журнале «Телескоп», вызвавшее большой скандал и гнев императора Николая I. Журнал был закрыт, издатель П. И. Надеждин сослан в Усть-Сысольск, а цензор А. В. Болдырев уволен со службы. Петр Чаадаев был вызван к московскому обер-полицеймейстеру Л. М. Цынскому, объявившему ему официальную версию правительства, что он считается сумасшедшим, находится под домашним арестом, каждый день должен быть освидетельствован доктором и выходить на прогулку один раз в день.

Надзор был снят только 30 октября 1837 г. с директивным указанием императора Николая I «Освободить от медицинского надзора под условием не сметь ничего писать». Петр Чаадаев мог выходить на прогулки, но не наносить визиты - он был обречен на одиночество, оставаясь «сумасшедшим». В 1837 г. Петр Чаадаев написал статью «Апология сумасшедшего», ставшей по некоторым отзывам его самохарактеристикой и оправданием перед правительством.

Смерть.

14 (26) апреля 1856 г. Петр Чаадаев умер от воспаления легких в Москве. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Философические письма.

Общее содержание «Философических писем» - это размышления над мировой и российской историей. Чаадаев подвергает критике существующий порядок вещей и осуждает порядки, царящие в России. Писателя волнует поиск возможности построения справедливого общества и стремление к прогрессу как научно-техническому, так и духовному.

В первом письме Чаадаев утверждает, что цель религии и всякого существования - это создание справедливого общественного строя, «царства божьего». Кроме того, писатель говорит о том, что Россия, раскинувшаяся между восточным и западным мирами, не принадлежит ни одному из них. Наиболее совершённым он признавал западный мир, а «миссия» России состоит в том, чтобы преподать человечеству какой-то важный урок (очевидно – урок того, как нельзя жить).

Во втором письме автор нападает на православие. Он говорит, что оно, в отличие от западного католичества, не освободило низшие слои населения от рабства, а лишь способствовало их окончательному закабалению. Здесь же критикуется монашеский аскетизм за то, что он пренебрежительно относится к жизненным благам.

Третье письмо посвящено соотношению веры и разума. И то и другое, по его мнению, по отдельности ничего хорошего не несёт: вера без разума является пустой мечтательностью, а разум без веры не имеет необходимого подчинения; вот только под этим подчинением Чаадаев понимает стремление к всеобщему благу и прогрессу.

В четвёртом письме он рассуждает о двух физических началах – тяготении и «вержении»; второе – это сила, противоположная тяготению и являющаяся основой движения.

В пятом письме Чаадаев размышляет о материи и сознании. Он говорит, что они могут иметь как индивидуальные, так и мировые формы. Следовательно, существует некое «мировое сознание», которое представляет собой мир идей в памяти человечества.

В шестом письме приведены рассуждения о философии истории. Здесь он выделял в истории таких личностей, как Моисей и Давид.

В седьмом письме Чаадаев отдаёт должное исламу, вспоминая его заслуги в сплочении человечества и преодолении многобожия.

Наконец, восьмое письмо содержит рассуждение об истории как о «великом апокалиптическом синтезе», сущностью которого является неизбежное построение в будущем справедливого общества, основанного на едином нравственном законе.

Критика патриотизма.

Помимо всего прочего, Чаадаев в своём произведении приводит основательную критику патриотизма. Он не отрицает патриотизм как таковой, но отмечает, что у него есть множество разновидностей, которые отнюдь не всегда полезны обществу. «Патриотизм самоеда, привязанного к собственной юрте», он противопоставляет «патриотизму сознательного английского гражданина».

Чаадаев также справедливо отмечает, что любовь к родине зачастую приводила к взаимной ненависти между народами (и даже между представителями одного и того же народа), перерастающей в кровопролитные войны. Поэтому для Чаадаева важна не столько любовь к родине, сколько любовь к истине.

Превознося европейскую цивилизацию, автор высоко оценивает деятельность Петра I, который смог приобщить Россию к этой цивилизации. Чаадаев утверждает, что необходимо как можно скорее расправиться с «пережитками прошлого» и ещё больше сблизиться с западным миром.

Показать полностью 1

Русско-персидская война, 1826 - 1828 гг

Автор: Руфина Бисинова.

Русско-персидская война, 1826 - 1828 гг Общество, Цивилизация, Ближний Восток, Наука, Ученые, Научпоп, Критическое мышление, Образование, Исследования, Развитие, Длиннопост

Русско-иранская война (1826 - 1828 гг.) - это военный конфликт между Российской и Персидской Империями за господство в Закавказье и Прикаспии, в результате которого Россия окончательно закрепилась в этом регионе и присоединила к своей территории Восточную Армению.

Предыдущая война России с Персией закончилась подписанием Гюлистанского мирного договора. По последнему договору к Российской империи отходил Северный Азербайджан и Дагестан. Кроме того, многие восточные страны добровольно обращались за покровительством России. Такое положение дел не устраивало Персию, который стремился к самостоятельности. Помимо этого, вновь основным подстрекателем Персии стала Великобритания. Она обеспечила финансовую и военную поддержку иранскому шаху.

Поводом для начала боевых действий стали слухи о петербургском восстании (декабристов) и междуцарствии. Войска Персии возглавил наследный принц Аббас-Мирза.

Причины русско-персидской войны:
1) Геополитические противоречия России и Персии на Кавказе;
2) Стремление Персии вернуть закавказские территории, отошедшие к России по Гюлистанскому договору 1813 г.;
3) Желание ослабить влияние Российской Империи на мировой арене.

Силы и планы сторон во время войны.

Силы Российской империи: 8 тыс. чел. Командование: А. П. Ермолов, И. Ф. Паскевич, В. Г. Мадатов и А. И. Красовский. Планы Российской империи: оставить без изменения границы по Гюллистанскому миру, обезопасить восточные границы.

Силы Персии: 35 тыс. чел. Командование: Фетх Али-шах и Аббас-Мирза. Планы Ирана: наступление в Карабахском направлении, захват Гянджи и Шуши, Талыша, а также захват Тифлиса.

Ход событий русско-персидской войны.

Июнь 1826 г. - Захват персидскими войсками Южной части Закавказья.
19 июля 1826г. - Первый удар по русским войскам. Отступление с боями.
Июль 1826г. - 40-тыс. войско Аббас-Мирзы форсировало Аракс.
Июль – август 1826 г. - Оборона русскими войсками Шуши.
3 сентября 1826г. - Шамхорская битва. Разгром 18-тыс. авангарда персидской армии.
5 сентября 1826 г. - Освобождение русскими войсками Елизаветполя. Была снята осада Шуши.
13 сентября 1826г. - Разгром под Елизаветполем 35-тыс. армии персов.
16 марта 1827г. - Смена генерала Ермолова генералом Паскевичем.
Апрель 1827 г. - Наступление русских войск Кавказского корпуса под командованием генерала И. Ф. Паскевича на зависимые от Персии Эриванское и Нахичеванское ханства.
Июнь 1827 г. - Взятие русскими войсками крепости Нахичевань.
7 июля 1827г. - Капитуляция персидской крепости Аббас-Абад.
1 октября 1827г. - Русские войска взяли Эривань и вступили в Персидский Азербайджан.
14 октября 1827 г. - Русские войска овладели Тавризом.
10 февраля 1828 г. - Подписан Туркманчайский мирный договор.

Заключение мирного договора. Итоги войны.

После ряда сокрушительных поражений Персидская империя согласилась на мирные переговоры с Россией. 10 февраля был подписан мирный договор между Российской и Персидской империями, который вошёл в историю, как Туркманчайский.

1) Подтверждались все условия Гюлистанского мира;
2) Россия получала Восточную Армению, Эриванское и Нахичеванское ханства;
3) Персия брала обязательство не препятствовать добровольному переселению армянского населения;
4) Проигравшая сторона должна выплатить контрибуцию в размере 20 млн. руб. серебром;
5) Россия признала Аббас-Мирзу наследником престола Ирана.

Помимо территориальных и политических решений были приняты торговые. Был заключён трактат, по которому русские купцы имели право на торговлю на территории Персии. Торговым судам разрешалось свободно передвигаться по Каспийскому морю. Все эти изменения серьёзно повлияли на торговлю Персии и Великобритании.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!